Нассау

Объявление

Гостевая Об игре Шаблон анкеты
FAQ Акции

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Нассау » Юнгам на заметку » Рабовладение и работорговля.


Рабовладение и работорговля.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Источники

http://liberea.gerodot.ru/neoglot/rabtorg.htm
http://www.rusproject.org/node/1595
http://galea-galley.livejournal.com/185373.html
--

В 1444 году португалец Диниш Диас достиг острова Бер (Горэ) возле Дакара, откуда доставил в Лиссабон первую партию рабов. Товар пошел нарасхват. К середине XVI века каждый десятый житель Лиссабона имел африканское происхождение. В Португалии, а затем в Испании и других странах Европы появились чернокожие слуги, а на полях — дешевые и выносливые работники.

Поначалу эта торговля шла в русле традиций средиземноморского рабовладения. Однако вскоре африканских рабов стали использовать для освоения далеких заокеанских владений. В 1510 году на недавно открытый Колумбом остров Эспаньолу (Гаити) доставили первую партию из 250 невольников. В этом же году африканцев привезли на Пуэрто-Рико, где местные индейцы-таино предпочли коллективные самоубийства рабству. Вскоре рабов стали завозить на другие острова Карибского моря, а затем и на континент — в Венесуэлу и Бразилию. В 1619 году голландцы доставили первых африканцев в Северную Америку, заложив основу будущих «расовых проблем» в США.

Англичане приобщились к работоргующему сообществу сравнительно поздно в середине XVI века, а их участие в трансатлантической торговле стало заметно только с середины XVII века после захвата Ямайки. Сперва британцы занимались обеспечением рабочими руками сахарных плантаций в своих владениях, но вскоре перешли к доставке невольников и в колонии других стран. Помощь чужих работорговцев потребовалась Испании, где ввиду нехватки собственных транспортов, стали заключать контракты (асьентос) с англичанами на поставку «живого товара».

В 1730-х годах только из Ливерпуля (согласно многотомному «Регистру торговых судов» за 1739-1785 годы) в Африку отправлялись около 15 судов в год.

Нево́льничий Бе́рег (англ. Slave Coast) — берег залива Бенин и прилегающие к нему прибрежные районы на территории современных государств Того, Бенина и западной части Нигерии - в XVI—XVIII веках  являлся крупнейшим центром работорговли в Африке, контролируемый в основном Англией и Нидерландами — отсюда и происхождение названия. С Невольничьего берега рабов увозили, главным образом, в Бразилию и на Карибские острова. Основными портами, откуда сбывали невольников были Лагос, Вида, Великий и Маленький Попо, Порто Ново, Бадагри и пр.

Карта 1729 года, на которой отмечен Невольничий берег

http://s7.uploads.ru/aUH1Y.jpg

Традиционно считается, что самым убыточным для работорговцев являлся так называемый «срединный переход» (the middle passage) в «треугольнике работорговли»: от берегов Африки с грузом рабов к берегам Америки.
Вся экспедиция невольничьего судна делилась традиционно на три этапа. Первый этап – перемещение товаров из Европы в Африку (ткани, спирт, табачные изделия, бижутерия, металлоизделия, оружие). Товары обменивались на африканских рабов. Второй этап – доставка рабов в Америку.Третий этап - возвращение кораблей в Европу с продуктами рабского труда на плантациях: сахар, табак, ром, хлопок-сырец и т.п.

Треугольник работорговли

http://s7.uploads.ru/nG0ZJ.jpg

Невольничий корабль

http://s2.uploads.ru/jW5tq.jpg

Теги: Матчасть, Работорговля

+1

2

Источник

http://galea-galley.livejournal.com/tag/работорговля

Опасности, поджидавшие в море невольничьи корабли

Даже по понятиям того жестокого времени, когда процветала работорговля, и когда пиратские захваты купеческих судов в море были явлением вполне обычным, морская служба на невольничьих судах считалась очень опасной. Опасной как для вложенного в этот вид морской торговли капитала, так и для жизни моряков. Опасности подстерегали моряков на всех этапах маршрута. Мы можем это подтвердить, основываясь на результатах исследования Йозефа Иникори, которое охватывает период от 1689 по 1807 год. За этот период имеется информация о 1053 английских невольничьих судах, потерянных по различным причинам. Из них 679 кораблей, или 64,5 %, были захвачены противником в ходе многочисленных войн той эпохи. 188 кораблей, или 17,9 % потерпели кораблекрушение на различных этапах маршрута, не включающих побережье Западной Африки. И, наконец, 186 кораблей, или 17,7 % были потеряны в результате бунта рабов, конфликтов с прибрежным африканским населением и крушений у берегов Африки.

Таким образом, основная часть потерянных невольничьих судов приходится на период боевых действий между странами, стремящимися завоевать господство на море в этой части мирового океана.

Когда начинались войны, количество выданных патентов частным лицам (приватирам) на ведение военных операций против торговых судов вражеских стран многократоно увеличивалось. Многие суда крупных работорговцев, особенно базировавшиеся в Ливерпуле, в военное время совмещали работорговлю с приватирством.

Мы уже говорили об англо-голландских войнах семнадцатого века. Но и в последующий период произошло как минимум семь крупных войн, в той или иной степени затрагивающих зону действий невольничьих судов. Однако самыми крупными, несомненно, стали войны периода Французской революции и Наполеона (1793-1815). Из общего количества захваченных в войнах кораблей (679) на этот период приходится около одной трети
Конечно же, захват невольничьего судна с живым товаром мог стать хорошим призом, особенно для приватиров, которые должны были возмещать большие расходы, понесенные на приобретение патента. Поэтому большая часть из захваченных кораблей шла на перепродажу. Но были и другие примеры. В публикации компании Ллойда (Lloyd's List) от 23 июня 1747 года мы читаем:

Корабль Ogden, из Ливерпуля, на маршруте из Африки на Ямайку, имея на борту 370 негров, был атакован испанским приватиром. Испанцы были так раздражены полученным отпором, что, после захвата, перебили всех, белых и черных, без разбора. Вскоре Ogden затонул. Спастись удалось лишь одному моряку, 5 юнгам и 3 неграм.
И все же такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Обычно живой товар, а иногда и членов экипажа, перепродавали. Так что эта категория потерь невольничьих судов была не самая страшная для жизни моряков угроза. Значительно больше их гибло в результате кораблекрушений и восстания рабов на невольничьих судах. С кораблекрушениями, в целом, более или менее понятно, последнюю же угрозу мы рассмотрим болеее подробно.

Сведения об обстоятельствах бунтов рабов на корабле сохранились, естественно, в основном в тех случаях, когда остались выжившие члены экипажа, или когда корабль был уничтожен во время стоянки у берега. Живописную картину мятежей рабов на невольничьих кораблях можно найти в книге Джорджа Ф.Доу «История работорговли. Странствия невольничьих кораблей в Атлантике», которая переведена на русский (2013)

Капитаны невольничьих судов

К капитанам судов, перевозивших рабов, предъявлялись особые требования:
от квалификации и способностей капитана во многом зависел успех, а значит и доход, всей операции. Задачи, которые получал на поход капитан невольничьего судна, можно оценить, прочитав его контракт с компанией. Так, суммировав все обязанности капитана, приведенные в контракте (Asiento contract of 1667) голландской работорговой компании Middelburgsche Commercie Compagnie (MCC) (приведен в интересной книге Postma, Johannes Menne , The Dutch in the Atlantic Slave Trade, 1600-1815), получим:

Капитан должен:
1) подготовить корабль для плавания к берегам Африки и безотлагательно отплыть туда;
2) закупить рабов высокого качества;
3) не допустить бунта среди рабов;
4) препятствовать злоупотреблениям членов экипажа по отношению к рабам;
5) вместе с доктором следить за здоровьем рабов
6) выжигая клеймо на теле раба, следить, чтобы повреждения его тела при этом были минимальными.

Отметим особую роль, которая при выполнении обязанностей капитана невольничьего судна отводилась корабельному доктору.

Особенности экипажа невольничьих судов

Чтобы справиться со всеми трудностями похода, капитан невольничьего судна, как правило, нанимал на борт больше моряков, чем на обычный коммерческий рейс. Так, если типичный торговый корабль, идущий в Вест-Индию (West Indiaman) водоизмещением 250-300 тонн имел , помимо капитана, одного-двух помощников, корабельного плотника или бондаря (купера), кока и 15-20 матросов, то на такой же корабль, назначенный для перевозки рабов, требовалось нанять дополнительно человек 20 для ведения торговых операций на берегу (там, где не было факторий), охраны невольников и содержания их на борту.

Отметим еще одну особенность экипажей невольничьих судов. Это высокая смертность моряков. В восемнадцатом веке она достигала 17,9 процентов, что было существенно выше смертности среди перевозимых на этих кораблях рабов (12,3 процента).

План невольничьего судна «Брукс» (водоизмещение 267 тонн), на котором по Акту Долбена 1788 года размещены 454 раба. До этого судно перевозило 609 рабов, или по 2,3 раба на тонну

Кликабельная картинка
http://s6.uploads.ru/aCEqM.jpg

+2

3

«Тяжелого груза у нас не было, и весь он состоял из разных мелких вещиц, какие обыкновенно употребляются для меновой торговли с неграми: из ножниц, ножей, топоров, зеркалец, стекляшек, раковин, бус и тому подобной дешевки.» Даниэль Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Обратимся к другим источникам, чтобы понять, что почём, и какие товары обменивались на рабов Невольничьего берега. Ниже приводятся материалы из книги Джорджа Фрэнсиса Доу "История работорговли. Странствия невольничьих кораблей в Атлантике"

Свидетельство капитана корабля "Ганнибал", отплывшего к Невольничьему берегу из Лондона в 1693 году

Лучшее средство расчета для покупки рабов – раковина каури. Чем она меньше, тем больше ценится. Ведь они расплачиваются ими поштучно. Самая мелкая раковина имеет ту же цену, что и самая большая, но они получают их от нас по мере или весу. За хорошего, здорового раба берут около ста фунтов. За каури следовали медные нептуны, или тазы, очень большие, тонкостенные и плоские. Другими предпочтительными товарами были голубая льняная ткань,батист, крашеная хлопковая ткань. Сюда следует отнести такой же материал более широкого формата; большие, гладкие, темно-красные кораллы; большие, красные бусы; железные болванки, порох и бренди.
Рабов можно покупать примерно за три фунта пятнадцать шиллингов за голову, но почти половина стоимости груза должна покупаться за каури или бути, за медные тазы, в противовес другим товарам, которые мы покупаем дешевле, таким как кораллы, бусы, железо. Другое они просто не берут. Так, если слуга вождя продает пять рабов, он потребует оплатить двух из них посредством каури, одного – медью, как дорогих рабов. Потому что раб, оцененный в каури, стоит в Англии более четырех фунтов, в кораллах, бусах или железных болванках он не стоит и пятидесяти шиллингов.

Я доставил управляющим факториями живыми на Барбадос 372 раба, и они были проданы по девятнадцать фунтов за голову, один за другим. Взяв на борт почти 700 бочек сахара, по 9–10 шиллингов за 100 килограммов фрахта за мусковадо и 11 шиллингов – за побеленный сахар, хлопок – по 2 доллара за фунт и имбирь – по 8 шиллингов за сотню, мы приготовились сняться с якоря

Выдержки из журнала  Джеймса Барбота, суперкарго и совладельца «Альбион-фрегата», отплывшего  из Даунса к Невольничьему берегу 13 января 1699 года.

У португальского капитана мы приобрели за пять экю золотом козу, свинью и семь цыплят. бросили якорь в Анамабо, где с большим трудом купили по высокой цене некоторое количество маиса и продали много сладостей и пороха. Мы платили по три экю за каждый ящик маиса, но, потеряв большой запас конских бобов, были вынуждены приобретать кукурузу за любую цену. Чернокожие здесь очень ценят сладости в цветных обертках. Лидирует среди них клеенка с позолотой, с изображением английского оружия. Мы купили лодку, груженную топливом, по три экю за каждую сотню чурбаков. Очень дорогие дрова. На следующее утро он послал за бочонком бренди по две железных болванки за галлон,
Они настаивали на получении тринадцати железных болванок за раба мужского пола
9 болванок и 2 медных кольца за женщин. Чернокожие туземцы отказывались главным образом от нашей оловянной посуды и кружек, от зеленых бус и некоторых других товаров. Всех прибывших к нам мы одарили обычными подарками. Вождю достались шляпа, кремневое ружье и девять связок бус вместо накидки, приближенным – два кремневых ружья, восемь шляп и девять отрезов тонкой гвинейской ткани. Мы также авансировали вождю, в виде кредита, стоимость 150 железных болванок разными товарами за право посещать внутренние рынки для закупок сладкого картофеля. Англичане и голландцы используют в торговле с туземцами большое количество меди в форме небольших брусков – около трех футов длиной и весом фунт с четвертью.
Но наиболее ходовыми товарами в торговле являются железные бруски, полосатые гвинейские ткани разных цветов, колокольчики для лошадей и ястребов, бусы, оловянная посуда весом от одного до четырех фунтов, оловянные кружки, желтые, зеленые, фиолетовые мелкие глазированные бусы, синие и фиолетовые медные ножные и ручные браслеты ангольского производства. Последними торгуют португальцы.

Виды товаров, необходимых для вояжа в Гвинею, рекламировавшиеся для продажи на аукционе в Торговом доме кофе:

...одна железная плита и медь, 27 ящиков с бутылками, 83 пары кандалов, 11 хомутов, 22 наручника для длинной цепи, 4 длинные цепи для рабов, 54 обруча, 2 длинные цепи, кукурузная дробилка, 7 четырехфунтовых чаш, 6 двухфунтовых чаш, 3 латунные кастрюли, 28 бочонков пороха, 12 сундуков с орнаментом, железный ковш, корзинка с кремнем. В одной из афиш следующего года перечислялись большой негритянский очаг с двумя железными плитами, медный котел для кипячения воды на 450 рабов, заварочный медный чайник, медная кастрюля, набор кандалов, цепи, хомуты и наручники, железная печка на 245 галлонов со свинцовой крышкой, способная кипятить 10 баррелей жидкости.

Кроме платы, были ещё и "подарки" местным царькам или вождям, а иными словами - прямой подкуп.

Выдержка из письма вождя одного из племён к капитану английского невольничьего судна. Письмо записано с его слов.

....пришлите рога для питья в счет пошлины (кумей) и несколько красивых белых кружек и стеклянных стаканов с крышками. Пришлите больше ружей, таких как у Шарпа. Не возражаю против 2–3 за одного раба. Пришлите отрез ситца в сотню ярдов, отрез сукна в сотню ярдов, отрез фотара в сотню ярдов, отрез римолла на сотню ярдов, отрез кушиты на сотню ярдов хорошего качества. Пришлите несколько кружевных шляп и бутылок ликера, а также ящики для военного снаряжения. Пришлите подзорные трубы по цене 2 и 4 медных стержня для торговли и в счет пошлины. Пришлите больше мотыг и ковшей для торговли и в счет пошлины, а также колокольчики. Пусть они будут хорошего качества. Пришлите длинные, большие и мелкие, а также витые бусы. Мне пришлите подзорную трубу, 6 на 6 футов. Пусть она будет в прочном деревянном футляре. Пришлите мне две шкатулки с открывающимися крышками, а также много ножей в счет пошлины стоимостью 2 медных стержня. Пусть ваши индийские товары будут хорошего качества, а корабль не застаивается долго. Пришлите мне стол и шесть стульев для моего дома и кресло с подлокотниками для меня лично, а также 12 оловянных тарелок, 4 блюда, 12 ножей и 12 вилок, 2 половника, корыто. Кроме того, пару фужеров для бренди, 2 медных кувшина с крышками, которые открываются так же, как у кружки, 2 такие же медные кружки, 2 медные фляги емкостью два галлона, для торговли много таких же оловянных фляг. Пришлите много оловянных кувшинов на продажу, для меня лично 2 медных таза и оловянные тазы на продажу. Пришлите мне один стул для отправления естественных надобностей и большой красный… [неразборчиво], одно ружье для меня со стволом в пять футов и два оловянных… горшка. Пришлите для меня лично хороший комплект бритв для бритья, несколько витых железных стержней длиной 16 футов, сотню таких стержней. Пришлите большие шапки стоимостью 2 медных стержня в счет пошлины и, пожалуйста, покажите их чернокожему торговцу. Пришлите несколько замков на продажу, несколько цепочек для меня, 2 медных чайника, 2 кастрюли, несколько медных котлов стоимостью 12 или 15 медных стержней каждый. Пришлите больше тростей в счет пошлины и одну длинную трость с золотым набалдашником для меня, мелкие гвозди в счет пошлины. Можете заплатить пошлину недорогими пилами и другими инструментами. Не надо присылать мелких железных мельд для отжима муската и малых трехфунтовых ступок. Пришлите парусину высшего качества для парусов моих каноэ, несколько ножных протезов с шарнирами, которые запираются винтами, и двое железных носилок на двоих слуг. Пришлите мне одну лучковую и одну поперечную пилу, красные, зеленые и белые шляпы на продажу. Пришлите мне красную и голубую накидки с золотым кружевом, приличествующие важному человеку. Пришлите масло и сахар на продажу, несколько зеленых, красных и голубых вельветовых шляп с мелким кружевом, несколько пилочек на продажу. Пока ничего больше не надо вашему лучшему другу. Великий  вождь  Джордж.

+1


Вы здесь » Нассау » Юнгам на заметку » Рабовладение и работорговля.